Ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ксения Зубакина в рамках акции «Ночь музеев» выступила с лекцией и рассказала о жизни советского композитора Арама Хачатуряна в Молотове в годы войны.

Едва ли найдётся человек, который не слышал произведение Арама Хачатуряна «Танец с саблями». Эта мелодия известна многим с детства. Но мало кто знает, что эта музыка написана именно в Перми во время войны, в небольшом гостиничном номере на стареньком пианино всего лишь за один вечер.

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) — советский композитор армянского происхождения, один из музыкальных классиков ХХ века. Родился в Тбилиси, в бедной семье ремесленников-переплётчиков. Весь его творческий путь в профессиональную музыку шёл не благодаря, а вопреки. Способности у Хачатуряна проявились рано, но в семье занятия музыкой не приветствовались и считались бесполезными. Только в 19 лет, когда он приезжает в Москву, знакомится с нотной грамотой, поступает в Гнесинское музыкальное училище. В столь позднем возрасте ему было трудно овладевать техникой игры. Если обычно дети начинают учиться в возрасте четырёх-пяти лет, когда пальцы и кисти ещё очень пластичны, то в 19 лет этого возможно добиться только путём постоянного ежедневного труда и работы с инструментом. Несмотря на все сложности, Арам Хачатурян оканчивает училище одним из лучших учеников.

Затем он поступает в Московскую консерваторию. В 27 лет начинается его самостоятельный профессиональный путь в музыке. Хачатурян плодотворно работает, начиная с малых форм, затем добавляются симфонии, он накапливает серьёзный музыкальный багаж. Всё бы хорошо, но в 1941 году начинается война.

Как представителю художественной и творческой элиты, ему предлагают эвакуацию в Молотов (название Перми с 1940 по 1957 год). В войну город принял несколько театров, музеев и библиотек. Таким образом, население Молотова увеличилось почти вдвое. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде — всем пришлось уплотниться и набраться терпения. Думали, что война — это ненадолго, но, увы, она растянулась на долгие четыре года.

В 1941 году в Молотов приезжает Арам Хачатурян и поселяется в здании гостиницы «Центральная» (в народе её называли «семиэтажка»). Композитор в это время плотно работает с Ленинградским театром оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), который также был эвакуирован в Пермь.

Вот что пишет об этом периоде своей жизни композитор:

«Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…».

Когда Арам Хачатурян написал партитуру к балету «Гаянэ» и отдал её директору театра, то но не всё пошло гладко. Композитор вспоминает: «Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришёл домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинантную, повторяющуюся фигуру. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи всё было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная». Эта музыка получила название «Танец с саблями» и буквально в течение нескольких месяцев стала очень популярной.

Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года на сцене Молотовского театра оперы и балета и имела большой успех. Нужно сказать, что за всё время эвакуации Ленинградского театра — с августа 1941 по январь 1944 года — было создано 27 постановок, 14 концертных программ, артисты дали почти 3500 концертов. Но ещё более значимы и красноречивее цифр любовь и преданность театру, которую зародили артисты Мариинского театра у пермяков.

В 1950–1960 годах ЮНЕСКО официально называет «Танец с саблями» одним из самых популярных и часто исполняемых музыкальных произведений в мире. Арам Хачатурян, с одной стороны, тяготился славой от одного короткого произведения, которое родилось почти спонтанно, а с другой — восхищался. Сам Арам Ильич писал по этому поводу: «Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сейбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец».

Текст подготовила Венера Кашникова