21 февраля 1913 года в России отпраздновали юбилей благополучно царствующего Дома Романовых. Ровно 300 годами ранее, в 1613 году, Земский собор единогласно призвал на царство Михаила Фёдоровича Романова. В небольшом селе Ныроб, на самом севере Пермской губернии, этот день отмечали необычайно торжественно. Со всех сторон сюда съезжались многочисленные гости и паломники — больше десяти тысяч человек. Именно здесь, в Ныробе, за 11 лет до восшествия Михаила Фёдоровича на престол, принял мученическую кончину его родной дядя, Михаил Никитич Романов

«В Ныробе в феврале 1913 года проходило великое торжество: и службы были, и крестный ход. На деревянных носилках по селу  носили цепи, в которые был закован дядя царя», — рассказывает доктор исторических наук, профессор Георгий Чагин. Сегодня эти цепи хранятся в Чердынском краеведческом музее, и поток желающих прикоснуться к веригам не прекращается до сих пор.

7 января 1598 года умер царь Фёдор Иоаннович. С его успением пресеклась мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей. 17 февраля того же года Земский собор избрал царём шурина покойного государя, боярина Бориса Фёдоровича Годунова и принёс ему присягу на верность. 1 сентября Борис Фёдорович венчался на царство.

В то же время в Москве находились кровные родственники покойного царя — его двоюродные братья Романовы. Отношения у них с новым царём Борисом не сложились. Старший из братьев, Фёдор Никитич, был сослан в Антониево-Сийский монастырь и пострижен в монахи под именем Филарета. С Михаилом Никитичем обошлись более сурово. В июне 1601 года Михаил Романов, лишённый чина окольничего, был сослан в деревню Ныробку Чердынского уезда.

Сентябрь 1601 года на уральском севере выдался на редкость ненастным, уже лежал снег. В один из таких дней жители Ныробки, которая тогда насчитывала всего шесть домов, наблюдали невиданную для них картину: со стороны Чердыни едут четыре всадника и везут закрытый возок. В нём в глухую деревню привозят представителя знатного боярского рода, двоюродного брата покойного царя Фёдора Иоанновича, Михаила Никитича Романова. Узника привезли закованного в почти трёхпудовые кандалы, которые охватывали ноги, руки, шею.

Если цепи, которые были на Михаиле Никитиче, надеть на крупного взрослого мужчину, то он сразу же ощутит болезненное состояние, сильное давление на шею, а уже через полминуты всё его тело будет тянуть к земле. «Представляете себе, если это на долгие месяцы! Его долго везли, да ещё просидел потом в яме 11 месяцев. Какие муки, какие скорби человеку нужно было испытывать, находясь в нечеловеческих условиях, когда тебя вот так заживо погребают в могилу», — замечает священник Ярополк Призюк, настоятель пермского храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона.

Оковы Романова М.Н. Фотография С.М. Прокудина-Горского

Оковы Романова М.Н. Фотография С.М. Прокудина-Горского

В Ныробе московские стрельцы, которые сторожили узника, поместили его в наскоро сооружённую землянку — яму, прикрытую деревянным настилом. Народная молва сохранила свидетельства о том, что могучий боярин едва помещался в темницу. Он был почти двухметрового роста, и сидеть ему приходилось согнувшись. Сохранились предания о недюжинной силе ссыльного. «Записан такой сюжет. Когда Михаила Романова, измождённого, в цепях, всё-таки доставили до Ныроба и показали ему яму, он пришёл в страх. Ужас его объял, он схватил тяжелейший возок и кинул его на сторону. Мог ли он это сделать, пройдя такой мученический путь? Может, и сделал, а может, и не сделал. Но в преданиях, в легендах он это сделал. Что за этим видим мы? Народу нужен сильный человек. Защитник-богатырь», —поясняет профессор Георгий Чагин.

В яме Михаил Романов просидел почти год. По некоторым сведениям, последние месяцы стража его не кормила, рассчитывая, что боярин в скором времени умрёт от голода. Но узника подкармливали местные жители, за что и поплатились — стрельцы их выследили и отправили как заговорщиков в Казань. Доведённый до изнеможения Михаил Никитич Романов в 1602 году скончался. Точная дата его смерти не установлена, как не установлена и причина смерти. Есть версия, что уставшие сидеть в уральской глуши московские стрельцы его попросту задушили.

Богоявленский собор в Ныробе был построен на месте, где некогда была могила Михаила Романова. Здесь ныробский узник покоился пять лет. Затем в Ныроб, уже в разгар Смутного времени, прибыли послы Лжедмитрия I, чтобы перевезти тело в Москву, в усыпальницу Романовых. К тому времени царь Борис Годунов скончался, а его юный сын и преемник, царь Фёдор Борисович, вместе с вдовой Бориса были убиты по приказу самозванца, выдавшего себя за «чудом спасшегося» младшего сына Иоанна Грозного.

«Надо было опознать, что было взято тело именно Михаила Романова, а не какого-то другого человека. Поэтому его брат Иван был послан в Ныроб. Здесь он убедился, что это его брат, и тогда тело было увезено в Москву», — сообщает профессор Георгий Чагин.

При вскрытии гроба обнаружилось, что тело Михаила Романова после пяти лет пребывания в земле осталось нетленно. Лжедмитрий I полностью реабилитировал род Романовых. Старший из братьев, монах Филарет, был назначен митрополитом Ростовским. А Михаила Никитича с почестями перезахоронили в родовой усыпальнице в Новоспасском монастыре. На надгробной плите была выбита надпись: «Лета 7114 марта в 18 день на память святителя Кирилла Иерусалимского погребён раб Божий Михаил Никитич Романов, а преставился в заточении от царя Бориса в Перми».

А в 1613 году, с окончанием Смуты, началась новая эпоха в истории России — правление Дома Романовых. Племянник Михаила Никитича вступил на царство, а старший брат ныробского узника, митрополит Филарет, отец царя, в 1619 году был избран Патриархом Московским и Всея Руси.

«Когда царём стал Михаил Фёдорович, чердынский воевода Лодыгин пишет ему грамоту: обратите внимание на Ныроб в моём уезде, он ведь связан с восхождением вашей династии. Здесь был ваш предок. Чтите этот Ныроб, тем более крестьяне за него пострадали, которые тайно подкармливали узника, а потом их наказали и даже некоторые погибли, когда они оказались в Казани», — рассказывает профессор Георгий Чагин.

Челобитную воеводы без внимания не оставили. По жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича ныробские крестьяне были освобождены от налогов и пользовались льготами до середины XIX века. На средства Романовых в посёлке построили две церкви: во имя Святителя Николая Чудотворца и Богоявленскую.

Ныроб+гробница+боярина+Михаила+Никитича+Романова

Гробница боярина Михаила Романова в с. Ныроб. Фотография С.М. Прокудина-Горского

«Никольский храм долгое время был ружной, — замечает историк Георгий Чагин. — Было всего несколько храмов у нас в России, которые находились под прямым покровительством царя. Они отдельно снабжались средствами, царь напрямую помогал их сохранять и реставрировать».

Церкви отличает пышное убранство фасадов, лемеховое покрытие глав, многоступенчатые карнизы и закомары, жучковый орнамент, полуколонны с капителями. Под куполом храма выложены в виде углублений четыре креста, как напоминание о крестных страданиях Спасителя. В Богоявленском храме выступом у северной стены храмовой части отметили место захоронения Михаила Никитича Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника. Известный учёный, впоследствии профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, Николай Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, писал: «Цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот».

Над ямой, где содержали Романова, была воздвигнута часовня во имя Архангела Михаила — небесного покровителя ныробского мученика. Первая часовня была деревянной, но в 1793 году, по указанию императрицы Екатерины Великой, её сменила каменная. А к трёхсотлетию Дома Романовых в Ныробе решили создать мемориальный комплекс.

«Губернскую комиссию возглавил сам губернатор Кошко. Был создан специальный комитет по сбору средств на создание здесь мемориала. Был объявлен конкурс и был выбран проект пермского художника Алексея Несторовича Зеленина», — говорит профессор Георгий Чагин. Центром мемориального комплекса была часовня. По проекту Зеленина были созданы сад у часовни и художественная ограда. «В каждом пролёте ограды был чугунный венок с вензелем Николая II. При входе в сад в углах были двуглавые орлы», — добавляет Георгий Чагин.

В знак особенного отношения Дома Романовых к Ныробу в этом селе в конце XVIII века в исключительном порядке была учреждена богадельня, хотя подобные заведения общественного призрения полагалось создавать только в городах. Как отмечает кандидат исторических наук Марина Софьина, богадельня в Ныробе просуществовала до конца 20-х годов XIX века, когда была закрыта за отсутствием призреваемых. Но в юбилейный 1913 год богадельня открылась вновь и разместилась в специально построенном каменном здании возле Романовского мемориального комплекса. В настоящее время в этом здании располагается Ныробская поликлиника.

В 1913 году, после торжественных мероприятий в Ныробе, в столичный Санкт-Петербург была направлена телеграмма следующего содержания: «Представители Пермской губернии и паломники коленопреклонённо молят о канонизации, причислению к лику святых мученика Михаила Никитича, боярина Романова». Император Николай II и Святейший Синод Русской православной церкви одобрили эту инициативу. Началась подготовительная работа по канонизации ныробского мученика. Планы нарушила Первая мировая война и последовавшая за ней революция.

На рубеже XX–XXI веков к идее причислить Михаила Романова к лику святых вернулись. Со стороны Пермской митрополии работой по подготовке канонизации Михаила Никитича руководит настоятель пермского храма Всех Святых, доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко. В соавторстве с монахиней Георгией (Братчиковой) они подготовили и в 2012 году, накануне празднования 400-летия Дома Романовых, опубликовали в Перми жизнеописание ныробского узника — Михаила Никитича Романова.

Вячеслав Дегтярников,

Дмитрий Софьин

 

P.S. В советское время часовню Михаила Архангела разобрали. Народное почитание Михаила Никитича Романова попытались заменить культом первого маршала Советского Союза Клима Ворошилова. Будущий красный полководец в 1912 году, в период своей бурной революционной молодости, был сослан в Ныроб. Здесь он проживал в отдельном доме в весьма комфортабельных условиях, имел прислугу, отдыхал, охотился, набирался сил, даже женился. В год 300-летия Дома Романовых Ворошилов был амнистирован. Впоследствии он с ностальгией и немалым удовольствием вспоминал счастливые дни ныробской ссылки. В доме, где проживал красный «ныробский узник», ещё при его жизни создали мемориальный музей. В 1993 году дом-музей Ворошилова сгорел. В 2012 году была восстановлена Михайловская часовня.