ЖИВАЯ ПУСТОТА ПЕРМСКОЙ ГРАФИКИ

23 марта в Музее PERMM открывается выставка «Живая пустота». Искусствовед Анна Суворова и художник Вячеслав Нестеров рассказали «ПТ» об особенностях пермской графики и её включённости в мировой художественный процесс

АННА СУВОРОВА, кандидат искусствоведения, куратор выставки:

— В Перми графика всегда была очень важным феноменом. В 1960–1970-х годах пермская акварель неожиданно стала масштабной и смогла конкурировать с манежной живописью, художники обращались к индустриальным мотивам. Деятельность Пермского книжного издательства стимулировала развитие книжной и станковой графики в период 1960–1980-х годов. Период 1970–1980-х, когда в графике работали такие блестящие художники, как Ирина Лаврова, Леонид Лемехов, Игорь Одинцов, Михаил Курушин, связан с ориентацией на идеи станковизма, сложного высказывания. Художники-графики занимались офортом, придумывали свои авторские техники, издавались альманахи, посвящённые графике, организовывались выставки. С середины 1980-х годов начинается перестройка, завершается один большой исторический «рассказ» и начинается новый. В этой ситуации графике было тяжело вписаться в контекст арт-рынка, она не обладала зрелищностью. В связи с отсутствием какой-либо государственной поддержки графика оказалась практически вытеснена. В 1990-е годы в Перми произошёл резкий спад книгоиздательской деятельности, и графика оказалась выброшенной на периферию внимания как исследователей, так и художников. Многие художники перестали заниматься графикой, и это один из факторов, которые сформировали название выставки. То есть со второй половины 1990-х годов в пермской графике образовалась некая пустота, потому что запроса на неё не было.

В то же время были попытки сформировать новое художественное видение, появлялись такие организации, как ОДЕКАЛ, группа «Нехудожники», но в Перми не было институциональной поддержки, и эти попытки оказались «ушедшими в песок». Со второй половины 1990-х годов началась волна архаизации сферы искусства.

Для меня было важно сделать выставку, которая не отсылает нас в XIX век, а говорит актуальным языком и соответствует логике постмодерна. Мне бы хотелось видеть художников, которые представляют абсолютно новую волну искусства. И неожиданно оказалось, что эта новая волна есть в творчестве и начинающих художников, и уже состоявшихся. Выставка, как и новая графика, разбивается на две части.

1

Первая часть — это произведения, которые обращаются к идее абстрактного. Это характерно для пермской ментальности, художники не хотят говорить в своих работах о политике и проблемах социального характера. Странное и не поддающееся логическому осмыслению находит воплощение в беспредметных композициях художников старшего поколения — Анатолия Френкеля и Вячеслава Смирнова. «Чистая» абстракция выходит в пространство города у стрит-арт художника «новой генерации» Макса Чёрного, появляется в объектах Петра Стабровского и Ильи Гришаева.

Вторая часть выставки связана с идеей фантомности. Это мир иллюзорного, который может питаться реальностью. Например, один из участников выставки — это известный фотограф Наталья Резник, которая представила проект «Украденный архив фото Штайнера». Этот проект представляет собой более 30 рисунков, сделанных немецким художником, который в 1932 году приезжает в советскую Россию, посещает города Урала: Пермь, Надеждинск, Свердловск, строящиеся Березники. Также в этом проекте представлены воспоминания дочери Штайнера. На самом деле это вымышленный персонаж, он как бы наблюдал раскулачивание, репрессии и т.д. Наталья Резник говорит о проблемах, но делает это не прямым текстом, а иносказательно.

На выставке можно будет увидеть, что идеи графики по-разному развиваются в современном искусстве. Художники не только работают с традиционными медиа, такими как бумага и карандаш, но и воплощают идею графического через вышивку, объёмные инсталляции, видео. Кроме того, эта выставка исследует пространство пермской ментальности. Любое общество — это слоёный пирог. Людей, которые живут в постиндустриальную эпоху, очень тяжело привести к единому знаменателю. Человек это уже не представитель своего класса, у каждого есть своя картина мира. Мы пытаемся почувствовать основные идеи, которые витают здесь и сейчас в пермском воздухе.

ВЯЧЕСЛАВ НЕСТЕРОВ, художник, участник выставки «Живая пустота»:

— Я использую самый простой язык искусства — графику. Для меня главное — высказать мысль, я лавирую между сознательным и бессознательным и ищу некую точку соприкосновения. Пермские художники, которые будут здесь представлены, зачастую работают с энергией, бессознательным. На этой выставке я рассматриваю некие рамки, пределы человеческого сознания. Человек всегда рождается в рамках своего здоровья, в рамках возможностей разума и т.д. Я изучаю эти пределы.

2

На выставке я представлю 11 работ: два триптиха и серию из пяти работ, которая называется «Пределы». Один из триптихов называется «Три степени свободы». В этом произведении есть отсылка к Рене Магритту — это и мультиэкспозиция, множественность пространств, прорезание этих пространств и изображение в них сюрреалистических миров. Этот триптих рассказывает о том, какая свобода существует: внутренняя свобода, которая находится в рамках, внешняя иллюзорная свобода и отсутствующая свобода, когда происходит конфликт между свободой внутренней и внешней.

Работы серии «Пределы» объединены общей концепцией и общей техникой. Люди изображены в реалистической манере, внимание акцентировано на фигурах, нет ни фона, ни фактур. Существуют только фигуры в абстрактной реальности и их экзистенциальное существование. Одно из произведений называется «Художник Кабаков расширяет пространство». Как мы знаем, у этого художника была сложная жизнь, в своём творчестве он обращается к темам несвободы и попытке обрести свободу. Выставка называется «Живая пустота». Пустота — это что-то абстрактное. Пустота это одновременно ничто и зарождение Вселенной. Живое — это пульсация и движение. Я хочу, чтобы люди, которые придут на выставку, задавали себе вопросы, сами интерпретировали произведения. «Живая пустота» — это выставка-исследование, в котором посетители сами могут принять участие.

Рисунки Вячеслава Нестерова, нарисованные специально для «Пермской трибуны»