Виталий ЕгоровБлогер Zelenyikot и популяризатор космонавтики, сотрудник российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров выступит в Перми 12 апреля с открытой лекцией (0+). «Пермская трибуна» заранее публикует его выступление о том, как одни хотят ступить на тропинки иных планет, а другие пытаются на этом заработать

 

Новая космонавтика

Стараниями СМИ частная космонавтика зачастую представляется таким увлекательным занятием, вроде строительства многоразовых ракет, туристических космических кораблей и добычи платины на астероидах. На самом деле это всё ещё проекты, а сотни миллиардов долларов в год приносит совсем другая деятельность. Что же такое «частная космонавтика» и чем безвоздушное пространство может заинтересовать прагматичных бизнесменов?

Для начала разберёмся в терминологии. Для России разделение на частную космонавтику и государственную понятно и логично: есть госкорпорация «Роскосмос», которая унаследовала практически весь промышленный потенциал Советского Союза. И есть небольшие частные компании, созданные в последние годы частными инвесторами. Для мировой практики такое разделение не всегда характерно, поэтому в западной прессе вместо «частной космонавтики» пользуются термином «новая космонавтика» (new space). Так происходит оттого, что, например, в США в принципе нет госпредприятий и госкорпораций, поэтому все ракеты, спутники и космические корабли исторически производят частные компании, например Boeing, Locheed Martin, Orbital OTK и другие. Но в XXI веке появились новые компании Vigin Galactic, SpaceX, SkyBox… Их-то и стали называть new space.

Многие компании new space являются фактически стартапами и ещё не принесли никаких денег своим основателям, но благодаря старанию PR-служб этих компаний мы много слышим об их амбициозных целях. Они делают ставку на появление новых рынков или значительное развитие существующих. В то же время имеющиеся рынки приносят немалый доход, но конкуренция для большинства компаний new space практически невозможна — слишком разные «весовые категории».

Снимки из космоса и глобальный спутниковый интернет

Есть, к примеру, рынок спутниковой съёмки. Его безусловный лидер — DigitalGlobe, он обладает несколькими аппаратами, которые снимают качественнее некоторых военных спутников-шпионов. Лучшие снимки, что есть в картах Google — это DG (только не путайте с аэрофотоснимками). Каждый аппарат DigitalGlobe стоит несколько сот миллионов долларов, это тяжёлый, сложный и надёжный спутник массой больше тонны и размером до нескольких метров. Как с ним конкурировать новичку? Но у дорогих высокоточных спутников есть и недостатки — их мало, и они не могут достаточно часто снимать какую-либо точку на поверхности.

И тут приходят новые «частники», которые используют современные технологии — серийную электронику индустриального класса и создают маленькие спутники за 3–10 млн за штуку. Такие аппараты снимают в десять раз хуже, но цена их ниже в сотню раз. Их можно создавать много, запускать дёшево в качестве попутного груза, и они смогут снимать поверхность чаще — это новое применение, а значит, новые заказчики и новые источники дохода. Сейчас в мире создано несколько компаний в такой парадигме, они запустили десятки микро- и наноспутников, но на прибыльность ещё не вышли.

Основные же доходы из космоса — это связь и ретрансляция. Смотрите спутниковые каналы по ТВ? Значит, вы вносите свой вклад в извлечение денег из космоса. Да, в вакууме денег нет, а есть только возможность предоставления некоторых услуг живущим на Земле. Поэтому все коммерческие спутники вращаются на околоземных орбитах.

Большинство спутников-ретрансляторов располагаются на геостационарной орбите, на расстоянии 36 тыс. километров от Земли. Там они могут «висеть» над одной точкой поверхности нашей планеты и вещать на неё. Для этого тоже создают тяжёлые и дорогие спутники, которые работают по десять и более лет. Но орбита всё равно уже практически переполнена. Чтобы новым компаниям выйти на этот рынок, потребуются значительные инвестиции.

Для решения проблем ретрансляции с геостационарной орбиты сейчас появляются идеи создания глобального спутникового интернета на основе низкоорбитальных спутников. Для реализации этих планов тоже потребуются миллиарды долларов, зато тот, кто реализует первым такую программу, станет безусловным монополистом и сможет задавать свои условия. На низких орбитах снова можно будет использовать малогабаритные и недорогие спутники, что позволит выводить их десятками.

Под малые спутники для их вывода в космос уже разрабатываются и малые ракеты. Тут наиболее интересным стартапом является новозеландская Rocketlab. Их ракета — это одна сильноконцентрированная инновация: особое топливо, 3D-печать двигателей, электрический привод турбонасоса… В этом году обещают первый тестовый запуск. Их российский потенциальный конкурент «Лин индастриал» смотрится скромнее и отстаёт не меньше чем на пять-семь лет.

Космический туризм

В ближайшие годы отправятся в космическое пространство и первые туристические корабли. Начали их разработку Virgin Galactic с идеей ракетопла, стартующего с самолёта, но задумка оказалась слишком сложна в реализации, они ещё не готовы предложить полёт, а на пятки им уже наступает другая компания — Blue Origin. Они идут более простым путём — делают ракету, и у них уже получается реализовывать многоразовые полёты, но пока без экипажа. В России есть похожий проект «Космокурс», но они ещё находятся на стадии проектирования, и первый полёт обещают не раньше 2020 года. Только стоит учитывать, что все эти туристические начинания не смогут предложить повторить подвиг Гагарина с выходом на орбиту — пока только можно на несколько минут выглянуть в космос — на высоту чуть больше 100 километров.

В США и Европе есть и проекты по добыче полезных ископаемых в космосе, но прибыльности таких инициатив придётся ждать не один десяток лет.

Зачем же бизнесменам идти в космос, если в обозримом будущем он не обещает сверхприбылей? Секрет, наверное, всё-таки в мечте. Многие компании new space основаны уже состоявшимися бизнесменами, которые смогли достичь успеха на Земле. Вторая по величине группа космических первопроходцев новой волны — молодые команды энтузиастов только-только из университета, которых поддержали инвесторы. Космос манит и тех, кто хочет ступить на тропинки далёких планет, и тех, кто хочет заработать на доставке туда таких желающих. В любом случае, независимо от мотивов, — это движет человечество вперёд.