Гитарный мастер Владимир Сысоев рассказал о том, как создаётся эксклюзивный инструмент и какую роль играет гитара в его жизни, а также поделился проблемами пермских музыкальных школ.

— Свою первую гитару я изготовил в 15 лет. Мне хотелось играть на хорошем инструменте, но тогда мы не могли позволить себе дорогую гитару. Я умел работать с деревом, поэтому сделал её сам. Она до сих пор у меня хранится, ей уже больше 25 лет. Как и большинство гитарных мастеров, я самоучка. Сегодня я делаю гитары для музыкантов по всей России, а также для зарубежных исполнителей. У меня в гостях были такие известные музыканты, как Самоэль Мок (Гонконг), Саса Дежанович (Хорватия), Эл Ди Меола (США). Играют на моих гитарах Борис Гребенщиков, Раур (Норвегия), Виктор Кибанов (Мексика) и другие.

IMG_7105

История инструмента

В эпоху Средневековья существовало два вида гитар: латинская, которая унаследовала технологию производства от древнего Рима, и мавританская, созданная арабскими завоевателями.  Центром развития и изготовления этого инструмента всегда была Испания. Классическая гитара современного типа появилась в конце XIX века. Её усовершенствовал испанский мастер Антонио де Торрес. С этого момента её развитие в качестве самодостаточного инструмента прекратилось, и сегодня в изготовлении гитар мастера следуют традициям, внося незначительные изменения.

Создание гитары

Самый первый этап изготовления инструмента — это подборка материала. Он должен быть качественный, выдержанный в естественных условиях. Как правило, классические варианты — либо клён с ёлкой, либо палисандр с ёлкой или кедром. Из ёлки или кедра изготавливается верхняя дека, а клён или палисандр используется для изготовления корпуса. На гриф, как правило, берётся гондурасский махагон либо американский орех, на накладку грифа — исключительно эбеновое дерево или макассар. Я предпочитаю естественную выдержку. Это необходимо для того, чтобы дерево отдало в атмосферу эфирные масла, тогда гитара не треснет со временем. Каждое дерево сохнет по-своему: ёлку можно высушить за месяц, дуб — за три года, а эбен надо выдерживать не меньше семи лет. И только тогда с деревом можно работать!

IMG_7150

Дальше идёт сборка верхней и нижней деки, толщина которой выверяется с точностью до микронов. Потом вклеиваются пружины, рёбра жёсткости для поддержания нагрузки — суммарное натяжение струн на гитаре около 60 килограммов. На верхней деке делается инкрустация резонаторного отверстия. Я изготавливаю её либо из перламутра, либо из разных пород дерева. Это делается не только для красоты. Резонаторное отверстие не должно звучать, и благодаря инкрустации оно глушится, а звук свободно выходит.

После того как гитара собрана, я занимаюсь эстетическим оформлением, чтобы придать ей индивидуальность.

Средняя продолжительность изготовления одной гитары — 2–3 месяца. В год я изготавливаю не более десятка инструментов.

Эксклюзивные инструменты

Ни один уважающий себя музыкант не играет на гитарах фабричного производства. Потому что на производстве никто не отвечает за весь инструмент, каждый работник выполняет только одну операцию:  кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны и т. д. Как правило, гитара серийного производства очень сильно уступает по качеству гитаре, сделанной мастером. Хотя есть и исключения.

IMG_7145

Правильная гитара должна отвечать двум составляющим. Звучание инструмента должно быть максимально открытое с полным набором обертонов, длительностью звучания струн. Чистый открытый звук, достаточно мощный. Второе — это удобство игры. При создании эксклюзивного инструмента мастер делает гриф и корпус под конкретного заказчика.

Гитары — детям

Самый больной мой вопрос — почему родители, отдавая ребёнка в музыкальную школу, не хотят приобрести ему хороший инструмент, а выбирают что-нибудь подешевле. Как правило, они отвечают: «А вдруг он не захочет играть, а дешевую гитару выбросить не так жалко». Родители не понимают двух простых вещей: во-первых, если инструмент хороший, то его не придётся выбрасывать, его всегда можно продать, а во-вторых, давая ребёнку плохой инструмент, они отбивают у него желание играть. На плохом инструменте ребёнок ничему не научится. Однажды я сделал гитару для девочки из музыкальной школы, и всего лишь за два года обучения она выиграла несколько конкурсов и начала давать сольные концерты. На хорошей гитаре процесс обучения идёт гораздо быстрее.

IMG_7171

Я ходил по музыкальным школам, общался с преподавателями и обнаружил, что некоторые из них не умеют играть. Как такое возможно? Не понимаю, чему они учат детей.

Эмоции от работы

Когда я занимаюсь изготовлением гитар, то чувствую всю Вселенную, иначе не скажешь. Ощущение наполненности и опустошённости одновременно. Раньше, когда работа заканчивалась и инструмент был готов, я чувствовал опустошение и впадал в меланхолию. Сейчас я ощущаю эйфорию, особенно когда вижу восторг клиента.

Для меня изготовление гитар — это уже образ жизни, я и на необитаемом острове буду делать гитары, даже если они никому не будут нужны.

 

Екатерина Макарова

  • http://about.me/remdyx Vasily Shabanov

    Удачи Владимиру в дальнейших работах! Отличный мастер