«Кабинет Чичерина»: пункт назначения — Пермь

В Перми на улице Монастырской, напротив сквера имени Решетникова, в доме со львами есть уникальная мебель, которая, предположительно, принадлежала Чичериным — представителям старинного дворянского рода. Перипетии истории занесли часть уникального творения мастеров на Урал ещё в сороковые годы XX века. Но известно о нём учёным стало сравнительно недавно — в начале девяностых.

IMG_0147

Здание, известное как «Дом со львами», было построено в 1946 году в популярном тогда стиле «сталинский ампир» для организации «Молотовуголь» (город Пермь в 1940–1957 годах назывался Молотовым). Как отмечает заместитель директора Пермского краевого центра охраны памятников Александр Киселёв, в начале девяностых годов здание попало в реестр объектов культурного наследия: «Тогда, в 1991–1992 годах, шла всероссийская инвентаризация памятников, было массовое их выявление. В 1996 году, если мне не изменяет память, пользователи этого здания (Пермглавснаб и Перммашоптторг) подали заявление о приватизации имущества. Тогда же и выявился мебельный гарнитур».

Уникальной мебелью заинтересовались специалисты Пермского краеведческого музея, Пермской художественной галереи, а также тамбовского Дома-музея Чичериных. Тамбовские музейщики даже специально приезжали в Пермскую область. Результатом их визита стал отчёт и первое научное описание собрания мебели и предметов интерьера, которое сегодня знают под названием «Кабинет Чичерина».

IMG_0158

По результатам экспедиции сотрудников Дома-музея Чичериных в Пермь и Кизел (май-июнь 1990 года) был составлен отчёт: «Согласно письму пермского краеведа Александра Кузьмича Шарца, которое в г. Тамбов переслал МИД СССР, старинный мебельный гарнитур, некогда принадлежащий русскому дипломату Василию Николаевичу Чичерину, отцу наркома иностранных дел Г. В. Чичерина, в настоящее время находится частью в г. Перми в здании Главного управления материально-технического снабжения, частью в г. Кизеле Пермской области». Как далее отмечено в отчёте, из истории перемещения гарнитура в постреволюционный период известно, что в 1924 году его по просьбе наркома Чичерина возвратили в Россию из Италии. Вплоть до смерти самого Георгия Чичерина в 1936 году гарнитур числился за Наркоматом иностранных дел. Затем мебель передали Наркомату угольной промышленности, вместе с которым гарнитур и попал в город Пермь (Молотов), куда учреждение было эвакуировано во время Великой Отечественной войны. Позднее чичеринский гарнитур частично остался в Перми, а частично был увезён в Кизел, куда переехало управление Молотовуголь (став Кизелуглём) — на его балансе и числилась драгоценная мебель.

IMG_0163

Эксперт Александр Киселёв допускает, что мебель в доме со львами имеет отношение к Чичериным, но его смущает, что первым об этом заговорил краевед Шарц — человек с весьма неоднозначной репутацией: «С его лёгкой руки было запущено невероятное количество «уток», которые либо непроверяемые, либо неподтверждаемые. Поэтому утверждать со стопроцентной уверенностью, что этот гарнитур принадлежал Чичериным, весьма проблематично».

Тем не менее версия Шарца сегодня наиболее полно объясняет то, как антикварная мебель оказалась на Урале. А в том, что она какое-то время принадлежала Наркомату угольной промышленности, нет сомнений. Об этом ясно свидетельствуют хотя бы инвентарные бирки на большинстве предметов.

Полноценного исследования гарнитура никто не проводил, а потому сейчас сложно сказать, в какое время была изготовлена основная часть предметов. В вопросе датировки сотрудники краеведческого музея и художественной галереи выражают разные мнения. «Это чистый ампир, первая четверть или первая треть XIX века, — утверждает специалист Пермского краеведческого музея по реставрации старинных предметов из дерева Илья Сидоров. — Мебель не фабричная — всё сделано вручную, следов машинной обработки нет». Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Пермской художественной галереи Александра Пестова полагает, что мебель сделана несколько позже: «По моему мнению, это период, близкий к середине — второй половине XIX века».

IMG_0149

Искусствоведы точно определили два художественных полотна, которые мастера-мебельщики искусно вырезали на дереве: картины известных художников-академиков Павла Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» и Григория Угрюмова «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»

IMG_0150

Но все специалисты согласны в одном: то, что сегодня называют «кабинетом Чичерина», состоит из предметов разных эпох, которые, впрочем, достаточно органично дополняют друг друга. Не стоит забывать, что кабинет не раз менял владельцев. На него оказала влияние и смена исторических эпох.

Как свидетельствует председатель совета директоров Пермглавснаба Александр Парыгин, который ранее, с 1997 по 2015 годы, занимал должность генерального директора организации, и в его рабочем кабинете, собственно, находилась та самая мебель, гарнитур рождает особые чувства: «В 90-е годы мебель давила на клиентов. Мой предшественник несколько раз порывался её поменять. А мы ему говорили: «Виктор Иванович, извините, это достояние всей организации, это наш консервативный имидж». Но когда я сам сюда сел, у меня было то же самое чувство. Ответственность определённая здесь тоже возникает, потому что после того, как Молотовуголь перебрался в Кизел и стал Кизелуглём, здесь размещался Пермский совнархоз, которым долгое время руководил и сидел в этом кабинете Анатолий Григорьевич Солдатов, величина громадная. Здесь принимались серьёзные решения».

IMG_0159

Мебель украшена резными картинами. На некоторых из них изображены исторические события, в которых принимали участие сами Чичерины.

Род Чичериных, записанный в родословные книги Санкт-Петербургской и Тамбовской губерний, происходит от выехавшего в 1472 году из Италии в свите невесты русского Великого князя Иоанна III византийской царевны Софьи Палеолог Афанасия Чичерини. Представители этой фамилии в дальнейшем были непосредственными участниками многих важных исторических событий в России. Они состояли на государственной службе, участвовали во взятии Казани, сражались под Полтавой и Бородино, руководили военными заводами, занимали ответственные дипломатические посты. Один из представителей рода, дьяк Иван Чичерин, даже принимал участие в призвании на царство в 1613 году первого государя из Дома Романовых — Михаила Фёдоровича.

IMG_0175

К этому выдающемуся дворянскому роду относится и считающийся заказчиком мебели Василий Николаевич Чичерин. С 1856 по 1860 годы он состоял секретарём российского посольства в Турине — столице Сардинского королевства в Италии. По одной из версий, часть нынешнего «Кабинета Чичерина» некогда входила в гарнитур, насчитывавший более 160 предметов. Он был изготовлен для обустройства российского посольства. А исторические картины должны были служить напоминанием посетителям-итальянцам о величии Российской державы. Как отмечает художник-реставратор Илья Сидоров, искусствоведы точно определили два художественных полотна, которые мастера-мебельщики искусно вырезали на дереве: картины известных художников-академиков Павла Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» и Григория Угрюмова «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года».

Специалисты расходятся во мнении и о месте происхождения наиболее старых предметов кабинета. По одной версии, большая часть гарнитура была изготовлена в России известным мебельщиком Шмидтом в середине XIX века для усадьбы Чичериных Караул в Тамбовской губернии и уже затем вывезена Василием Чичериным в Италию. Здесь есть некоторые нестыковки. Дипломат служил за границей с 1853 года — сначала в Бразилии, затем в Баварии, откуда и был переведён в итальянское королевство Сардиния. После Сардинии Чичерин долгое время служил ещё советником посольства во Франции (до своей отставки в 1869 году). Непонятно, почему он решил перевезти свой гарнитур за границу только тогда, когда получил пост в Италии, а также почему он оставил мебель там, не захватив в Париж или не вернув в родовое имение. Впрочем, по другой версии, гарнитур создали специально для посольства — видимо, при активном участии Василия Чичерина. А есть ещё и третья версия, которая, как водится, отрицает обе предыдущих… Но вернёмся к самому гарнитуру.

IMG_0153

«Когда я возил паспорт памятника (дома со львами) в Москву на согласование и утверждение, то попросил знакомых в Государственном историческом музее попытаться атрибутировать данный гарнитур, — вспоминает заместитель директора краевого центра охраны памятников Александр Киселёв, — и специалисты из ГИМа мне сказали, что это произведено в Германии примерно в середине XIX века, но ничего более конкретного по фотографиям они сказать не смогли». Заметим, что Василий Чичерин как раз служил в Баварии, одном из германских королевств, с 1855 по 1856 годы, до перевода в Италию.

В доме со львами насчитывается 11 предметов «Кабинета Чичерина», но мы знаем, что их было больше. Так сколько же предметов изначально было в кабинете? Это уже история с детективным оттенком. По описи, сделанной специалистами тамбовского Дома-музея, гарнитур насчитывал 15 предметов: шкаф и диван, стол письменный двухтумбовый, стол приставной и стол игровой, три кресла, в том числе приставное к письменному столу, четыре стула и напольные часы. Часы относятся к более позднему периоду и стали частью гарнитура уже в XX веке.

IMG_0185

Сотрудники тамбовского Дома-музея Чичериных в своём отчёте отметили, что пытались отыскать часть гарнитура в Кизеле, куда вместе с учреждением «Кизелуголь» перебралась и часть мебели, но безрезультатно. Им лишь рассказали, что мебель неоднократно меняла хозяев, среди которых называли и Кизеловский драматический театр, и районный отдел милиции, и ряд других учреждений. В том числе звучала даже криминальная версия о краже старинной мебели бывшими работниками драмтеатра. В итоге в отчёте указано, что нигде, кроме здания Пермглавснаба, старинной чичеринской мебели нет. Как нам кажется, сегодня этот вывод можно назвать поспешным. В фондах Пермского краеведческого музея находятся шесть предметов, которые, предположительно, относятся к чичеринской мебели. «У нас в музее есть кресла и четыре стула. Данных, откуда появились те стулья, нет», — замечает сотрудник краеведческого Илья Сидоров, занимавшийся их реставрацией.

IMG_0169

Как резонно полагает искусствовед Александра Пестова, полностью раскрыть подлинную историю загадочного мебельного гарнитура может помочь только основательная работа с документами как в пермских, так и в столичных архивах. С художественной точки зрения все предметы очень схожи, они выполнены в одной технике. Причём сама работа требовала колоссальных усилий, знаний и мастерства. Александра Пестова отмечает, что такие крупные формы старинной резной мебели в наше время — большая редкость: «Это прекрасный заказ, выполненный на мебельной фабрике Шмидта — одной из самых крупнейших, авторитетнейших фабрик России того периода. И, конечно, работа выполнена замечательными мастерами. Это редкий, уникальный памятник интерьерного искусства. Таких памятников сохранилось очень и очень мало».

Где же всё-таки был сделан гарнитур — в Германии или в России? Когда его создали — в начале или во второй половине XIX века? Какую роль в его создании играли Чичерины? Эти вопросы до сих пор остаются без внятного ответа. Но совершенно ясно одно. «Кабинет Чичерина», предметы мебели, входящие в него, представляют большую историческую ценность. И если провести более детальное расследование… «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг».

Вячеслав Дегтярников,

Дмитрий Софьин,

Фото: Василий Нохрин

Справка:

Георгий Васильевич Чичерин (1872–1936) — советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918–1930). Родился в дворянской семье. Его мать — баронесса Жоржина Егоровна Мейендорф принадлежала к семье известных русских дипломатов. Отец Василий Николаевич служил советником российского посольства в Париже.

В 1898 году Георгий Чичерин окончил Санкт-Петербургский университет и поступил на службу в Архив Министерства иностранных дел, где работал до отъезда за границу в 1904 году. По возвращении на родину в 1918 году Чичерин вступил в ряды большевистской партии и по предложению В. И. Ленина был назначен наркомом по иностранным делам РСФСР. Известен тем, что подписал Брестский мир (3 марта 1918 года), а также внёс существенный дипломатический вклад в выведение Советской России из международной изоляции.

«ПТ» выражает благодарность за помощь в подготовке материала гендиректору Пермглавснаба Владимиру Занину