В конце XVIII — первой половине XIX века в российской архитектуре господствовал стиль классицизм. Представители этого течения в поисках новых форм опирались на лучшие образцы античного зодчества и отечественный опыт. Иван Свиязев примкнул к этому архитектурному направлению. «Для нас, питомцев академии 20-х годов, не было никакого другого стиля, кроме классического», писал он впоследствии.

Справка:

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. Главной его чертой было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и чёткость объёмной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Требования чёткости, ясности и рациональности, провозглашённые классицизмом, нашли воплощение в созданных Свиязевым зданиях и сооружениях. Оставаясь верным приёмам русского классицизма, он проектировал внешний облик зданий с учётом своеобразия сурового уральского климата. Архитектор избегал сложных, многоскатных крыш, карнизов с усложнённым профилем, излишних выступов, длинных парапетов.

Выполняя большую работу для горных заводов, Свиязев продолжал проектировать отдельные здания для Перми. Всего в городе им было построено около 30 зданий. Причём по некоторым проектам авторство Свиязева не имеет однозначного подтверждения и обсуждается до сих пор. Например, дом губернатора или здание губернской Александровской больницы.

Церковь всех святых

1 ноября 1823 года городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев предложил построить каменную церковь на новом Егошихинском кладбище. Старая деревянная к тому времени сильно обветшала. Деньги на строительство храма были собраны городским обществом. Сам Смышляев обязался внести на благое дело огромную сумму — 5000 рублей. Купцы обязались пожертвовать по 100–200 рублей. Для наблюдения за прочностью и правильностью строения был приглашён И. И. Свиязев. Каменный ротондальный храм проектировался в стиле классицизма и должен был вмещать  около 400 человек.

Церковь Всх Святых

В 1832 году состоялась закладка церкви на новом кладбище. В 1838 году церковь была освящена во имя Всех Святых. Изящный храм с большим куполом, украшенный колоннами, стал достопримечательностью губернского города. В 1909 году колокольня храма была перестроена по проекту архитектора А. Б. Турчевича. Именно тогда храм приобрёл свой нынешний вид.

Церковь всех святых сегодня

Храм во имя Всех Святых сегодня

Училище детей канцелярских служителей

В 1825 году Свиязев начинает проектировать здание для училища детей канцелярских служителей. Комплекс включал в себя: здание главного корпуса и четыре флигеля. Обширное деревянное здание строилось в стиле классицизма. Центром архитектурной композиции служил большой актовый зал, который вместе с близлежащими помещениями составлял анфиладу, к середине которой примыкала коридорная часть с учебными комнатами по сторонам.

Uchilishe-2

Училище стало одним из общественных центров Перми. Здесь проводились балы и другие общественные мероприятия. В 1837 году во время своего визита в Пермь, училище посетил наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий царь Александр II). Именно здесь была организована первая в Перми публичная библиотека. Училище работало в этом здании с 1829-го по 1852 год. Затем в нём размещались различные присутственные места, местный солдатский батальон. В сентябре 1870 года здание было передано губернскому земству и подвергнуто капитальному ремонту. В 1872 году сюда въехала земская управа. В зале этого здания в 1906 году губернское собрание выборщиков избрало депутатов в I Госдуму России от Пермской губернии. С 1918 года комплекс зданий бывшего училища был передан Пермскому университету. Последние десятилетия бывший главный корпус училища занимал факультет иностранных языков ПГГПУ.

Корпус духовной семинарии

В 1826 году И. И. Свиязев разрабатывает проект главного учебного корпуса Пермской духовной семинарии. Изначально здание имело три этажа. П-образный план семинарии позволил хорошо увязать самые различные по назначению помещения. Композиционным центром корпуса был уже не актовый зал, а вестибюль с лестничной клеткой. Фасад главного корпуса семинарии имел два боковых выступа, разделённых впадиной. На оси симметрии здания был помещён парапет, подчёркивающий вход.

duhovnaja_seminarija

В семинарии учились: учёный-математик И. М. Первушин (1827–1900), доктор медицины, один из организаторов Пермского научно-промышленного музея П. Н. Серебренников (1849–1917), писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852–1912), учёный-физик, изобретатель радио А. С. Попов (1859–1906), писатель П. П. Бажов (1879–1950) и многие другие деятели российской науки и культуры. В советский период в здании размещались военные учебные заведения, в одном из них учился маршал авиации, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин (1913–1985). В 1930-е годы здание было реконструировано и перестроено.

IMG_3027

Здание бывшей духовной семинарии сегодня

Дом подрядчика Крылова

В 1827 году по проекту Свиязева и под его наблюдением был выстроен одноэтажный деревянный жилой дом с мезонином для подрядчика Никиты Кондратьевича Крылова. Строитель Крылов был старообрядцем. Именно этим некоторые историки объясняли тот факт, что главный фасад здания и его парадный вход были обращены во двор. Фасад здания по ул. Пушкина акцентирован по центру треугольным фронтоном.

Дом для подрядчика Никиты Крылова сегодня

Внутренние помещения здания имели замечательные лепные украшения и камины. Дом сохранился до наших дней. Он расположен на углу улиц Куйбышева и Пушкина и недавно был отреставрирован.

Алябьев в гостях у Свиязева и чугунное надгробие

А. К. Шарц в своей книге, посвящённой И. И. Свиязеву, сообщает, что в 1828 году в доме архитектора остановился композитор Александр Алябьев, направлявшийся в Тобольск. Вечерами пермяки слышали чудесные мелодии «Соловья» и «Вечернего звона», льющиеся из окон дома. Шарц утверждает, что именно Алябьев попросил Свиязева установить чугунное надгробие на могиле майора Н. А. Теплова на Егошихинском кладбище вместо покосившегося креста. Алябьев сражался под началом Теплова в Бородинском сражении с французами в 1812 году, выносил его раненым с поля боя. Позже Теплов уехал в Пермь на излечение, где и скончался. Композитор хотел устроить достойный памятник на могиле своего боевого товарища. Свиязев откликнулся на просьбу Алябьева и разработал проект намогильного памятника.

IMG_2876

Мастеровые Пожевского завода отлили чугунные плиты с барельефными рисунками. Этими плитами и был облицован саркофаг героя войны. На верхней плите были начертаны слова: «Под камнем сим лежит тело майора Николая Афанасьевича Теплова, родившегося 1776 года, скончавшегося 1813 года, в октябре, от сильной контузии, на знаменитом Бородинском сражении полученной». Барельефы на боковых плитах изображают сцены битвы.

Свято-Троицкая единоверческая церковь

В начале XIX века на окраине города между улицами Екатерининской (Большевистской) и Вознесенской (Луначарского) и улицами Красноуфимской (Куйбышева) и Кунгурской (Комсомольский пр.) возникла Ямская площадь. В середине XIX века на неё был переведён Сенной рынок. Благоустройству площади способствовало строительство в 1834–1843 годах Свято-Троицкой единоверческой церкви. Единоверческие храмы строились для того, чтобы присоединить к православной церкви отколовшихся старообрядцев.

Svyato-Troitskaya-2

Проект храма создал И. И. Свиязев. Средства для строительства предоставил подрядчик Н. К. Крылов. Храм был освящён в 1843 году. Престолов в нём было три: главный — во имя Святой Живоначальной Троицы, второй — в честь Успения Божией Матери и третий — во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Единоверческая церковь была снесена в 1930-е годы. В настоящее время на месте храма находится комплекс корпусов ПНИПУ.

Здание Благородного собрания

В 1832–1837 годах на перекрёстке улиц Сибирской и Вознесенской (Луначарского) по проекту Свиязева было построено здание дворянского клуба, получившее название Благородного собрания. Здание представляло собой городской особняк в традиционных для русской провинции формах классицизма. Основным материалом стен было дерево. По фасадам на обе улицы размещены портики: на Сибирскую — шестиколонный ионический, на Вознесенскую — четырёхколонный дорический. Деревянные колонны портиков пустотелые внутри.

Dvorianskoe_sobranie-2

В клубе собирались представители местного высшего общества: чиновники и офицеры гарнизона. Здесь устраивались балы, просветительские и благотворительные вечера. Члены семьи Дягилевых устраивали здесь концерты и спектакли. В начале XX века здесь показывали кинофильмы. С 1922 года здание было передано клубу милиции, в 1963–1966 годах реконструировано. Сейчас в нём находится культурный центр ГУВД.

Колокольня кафедрального собора

Колокольня кафедрального собора — важный памятник архитектуры, символ нашего города. Её строительство началось в 1818 году. Изначально автором проекта являлся губернский архитектор П. Т. Васильев. К 1829 году, когда уже были возведены два яруса, обнаружились конструктивные недостатки принятого проекта. Был разработан новый проект. Авторство окончательной версии проекта обсуждается до сих пор. Историк архитектуры А. С. Терёхин (1928–1993) был уверен, что проектировщиком являлся Иван Свиязев. Дело в том, что новый чертёж колокольни был подписан помощником архитектора П. И. Таманским, который не имел права вести самостоятельную практику и, судя по всему, был лишь исполнителем. Терёхин считал, что единственным крупным архитектором в Перми, кому церковь могла доверить достройку колокольни в то время, был Иван Свиязев. Терёхин провёл сравнительный архитектурный анализ колокольни кафедрального собора с  храмами, авторство Свиязева по которым не оспаривается, и нашёл множество совпадений и общих черт. Однако в журнале «Пермская старина» (№2, 2009) была опубликована статья А. И. Пестовой «Символ Перми», в которой аргументы Терёхина опровергаются.

Деятельность Свиязева на посту архитектора Уральского горного правления была многогранна. Но главной его заслугой стало создание уральской школы архитектуры. Он не жалел сил и знаний для воспитания архитекторов-практиков, прививал им художественный вкус, передавал им свои знания и опыт. Архитектор К. А. Тон писал, что Свиязев, «находясь в одной из отдалённых губерний в течение десяти лет, способствовал распространению в том краю изящного вкуса, правильного ведения строительных работ».

280_28b

Иван Иванович по-товарищески заботливо относился к своим коллегам. Об этом свидетельствует факт, упомянутый А. С. Алфёровым в книге «Зодчие старого Урала». К Свиязеву обратилось управление Нижне-Тагильскими заводами с просьбой передать им чертежи отопительных печей его конструкции. В ответном письме архитектор попросил управление восстановить на работе архитектора Гороблагодатских заводов П. И. Шилова, уволенного по болезни и не имевшего средств к существованию. Свиязев написал, что если Шилов будет принят обратно на работу, то «он пришлёт ему все документы на постройку печей без вознаграждения».

Иван Иванович часто публиковал статьи, касающиеся различных аспектов архитектурной теории и практики в «Горном журнале». В 1832 году Вольное экономическое общество избрало Свиязева своим корреспондентом. В октябре того же года он был принят в Петербургский институт корпуса горных инженеров архитектором-смотрителем и преподавателем горнозаводской архитектуры. В 1833 году Свиязев издаёт первое в России «Руководство к архитектуре», принятое в качестве учебника в Горном институте и многих других образовательных заведениях.

В 1839 году Иван Иванович увольняется из Горного института и переезжает в Москву, где назначается старшим архитектором комиссии по постройке храма Христа Спасителя. Через четыре года он принимает участие в перестройке дома Пашкова. Позже он переходит на работу в министерство государственных имуществ. В 1867 году Свиязев опубликовал «Теоретические основания печного искусства в применении к устройству разных нагревателей, к отоплению и вентиляции зданий». Это был капитальный труд, внёсший много нового в теорию и практику печного отопления. До Свиязева никто не ставил вопроса об использовании печей для вентиляции помещений. Труд Свиязева был переведён на французский и немецкий языки. Им долго пользовались строители.

В 1875 году Иван Иванович ушёл в отставку в чине тайного советника. 27 октября 1875 года семидесяти восьми лет от роду Иван Свиязев скончался. Он был похоронен рядом со своей второй женой на Смоленском кладбище в Петербурге. Свиязев не оставил после себя ни наследства, ни наследников. Не сохранился и его личный архив. Исследователям не удалось обнаружить портрет И. И. Свиязева. Однако на улицах Перми сохранились его прекрасные и величественные памятники архитектуры.

Андрей Маткин, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ПГГПУ

Статья подготовлена по материалам книг А. С. Терёхина и А. К. Шарца

Фотографии из фонда Пермского краеведческого музея и личных коллекций А.А.Маткина и М.Ю.Кориненко