Аукцион по распределению межмуниципальных и пригородных автобусных маршрутов, организованного региональным министерством транспорта, аннулирован по инициативе Пермского УФАС.

На адрес пермских антимонопольщиков поступило сразу девять жалоб от перевозчиков на действия краевого минтранса. В ходе шестичасового заседания в УФАС признали обоснованными шесть из этих жалоб, выявив в действии краевого Минтранса нарушение части 1,2 и 3 статьи №17 закона «О защите конкуренции».

По словам представителей пресс-службы Пермского УФАС России, в течение трёх суток в адрес министерства будет направлено предписание об аннулировании торгов по реорганизации схемы межмуниципальных и пригородных автобусных маршрутов.

Александр Плаксин, заместитель руководителя Пермского УФАС России:

– Более шестидесяти маршрутов в одном лоте – это прецедент. Причём, когда состоялось первое заседание комиссии УФАС по рассмотрению первых трёх жалоб, представители Минтранса не смогли дать внятного объяснения, на чём основан такой принцип формирования лотов.

Следует отметить, что ранее УФАС проводило рабочую встречу с краевыми перевозчиками. В ходе неё выяснилось, что ни один из действующих в крае перевозчиков не сможет самостоятельно и своими силами обслуживать маршруты хотя бы по одному из лотов. «Нужно понимать, что те относительно небольшие автотранспортные предприятия, которые сейчас оказываются «отрезаны» от конкурсов, на протяжении нескольких лет успешно обслуживали отдельно взятые маршруты. Думаю, такая позиция Минтранса идёт в разрез с общепринятым трендом поддержки малого и среднего бизнеса и содержит признаки осознанного ограничения конкуренции на конкурсах. Есть опасения, что действия Минтранса могут привести к монополизации краевого рынка междугородних пассажирских перевозок, что неизбежно повлияет на рост стоимости билетов», – продолжает Александр Плаксин.

Всего в реестре межмуниципальных перевозок на сегодняшний день в Пермском крае значится 285 маршрутов, действуют несколько муниципальных автотранспортных предприятий и свыше 200 индивидуальных предпринимателей. Фактически, действующие перевозчики и даже муниципальные автопредприятия не могут претендовать на автобусные маршруты. И все они могут остаться без работы.

Остаётся ответить на вопрос: кому это выгодно? В кулуарных беседах то и дело слышатся предположения о том, что игроки рынка пассажирских перевозок Пермского края сегодня стали свидетелями рейдерского захвата, инициированного властями. Что своими действиями власти хотят вытеснить из города частных перевозчиков, вверить транспортную сеть в ведение некого МУПа, потом, скажем, «по схеме» акционировать это бюджетное учреждение и получить в руки готовый крупный бизнес. Ведь не зря краевые власти намерены в начале осени вернуть из управления холдинга «Автовокзалы Прикамья» имущественный комплекс регионального автовокзала. В сентябре истекает срок пятилетней аренды этого имущества, а продлевать договор с нынешними арендаторами не планируется.

Олег Сасунов, перевозчик:

– Если честно, мы не ожидали, что ситуация так быстро разрешится в нашу пользу. Впрочем, даже если бы результат был обратным, мы бы боролись до конца: все перевозчики, подавшие жалобы, были настроены решительно. Лично я рад, что наша позиция была услышана и поддержана. Эти торги аннулированы, но какие условия будут у следующих – вот в чем главный вопрос.

Олег Боровик, экс-руководитель департамента дорог и транспорта, перевозчик:

 – Это просто передел рынка. – Они (минтранс) должны были паспорта (согласно 220-ФЗ) выдать, а они конкурс решили провести. Что от этого у нас, новые автобусы появятся? Но беспокоиться надо людям, так как у нас нерегулируемые маршруты остались, а на них льготы для тех, кому они положены, не распространяются. В минтрансе должны были выдать бумаги, а не выдали. Получается с льготами у нас один или два маршрута осталось, и то они случайно в реестр попали.