_MG_0435Для того чтобы окунуться в колыбель исторической Перми, достаточно пройтись по Разгуляю в направлении старого трамвайного моста. Отсюда открывается вид на панораму Егошихинского лога, почти такого, каким его видел Василий Татищев в XVIII веке. Об особенностях исторического рельефа и главном пермском овраге «Пермской трибуне» рассказал экскурсовод, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ПГГПУ Андрей Маткин.

История Перми начинается с реки Егошихи, по долине которой мы сегодня и пройдёмся. Именно она стала свидетельницей строительства медеплавильного завода, положившего начало Перми в 1723 году. В те времена на её берегах побывали основатели города Василий Татищев и Вильгельм де Геннин. Уже в XX веке между её берегами был построен трамвайный мост (1925 год), связавший город и Мотовилихинский посёлок, а в 1950-е годы и Северная дамба. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Егошиха стала «исторической колыбелью» нашего города.

Завод и населённый пункт строились по заранее составленному плану В.Н. Татищева. Он сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности, составил проект укреплений и осмотрел близлежащие рудники.

Начнём с личности общепризнанного основоположника Перми Василия Никитича Татищева, памятник которому находится в Разгуляе. В 1720 году он был назначен управляющим казёнными горными заводами на Урале. Почему же в 1723 году и Егошихинский завод, и медеплавильный завод в Екатеринбурге строились одновременно под непосредственным руководством Вильгельма де Геннина, другого сподвижника Петра I?

Дело в том, что Василий Татищев в этот момент находился под следствием. Уральские заводовладельцы Демидовы, которых в то время называли «некоронованными королями Урала», пользуясь высоким покровительством императора, обвинили Татищева в злоупотреблениях властью. Очевидно, что развитие казённых медеплавильных производств (чем и занимался Василий Татищев) противоречило интересам Демидовых, которые имели множество собственных металлургических заводов на Урале. В результате возник необычный казус: с одной стороны, был Татищев, который прибыл на Урал с важной госмиссией, с другой, «старые друзья» Демидовы — главные поставщики металла в стране. Император отправил разобраться в деликатной ситуации Вильгельма де Геннина. По завершении служебного расследования он приходит к выводу, что Татищев полностью не виновен и во всём поступал абсолютно справедливо. В итоге судебным решением Демидовым было предписано выплатить Татищеву внушительную компенсацию.

Получилось, что строительством Егошихинского медеплавильного завода руководил Вильгельм де Геннин, однако именно Татищев определил место строительства завода. Им же был разработан план этого завода и посёлка при нём. В этой связи интересно сравнить судьбу Перми и Екатеринбурга. Отцы-основатели у нас одни: Василий Татищев и Вильгельм де Геннин. Но в Перми, в отличие от Екатеринбурга, в камне увековечен только Татищев. В Екатеринбурге фигуры двух героев стоят на одном постаменте.

Yegoshikha_(1898)

По плану Перми 1784 года ул. Ленина называлась «Верхней», так как служила границей города.

Таким образом, с 1723 года по 1780 год Перми как города не существовало, был лишь Егошихинский завод, спланированный Татищевым. Основной период работы завода пришёлся на XVIII век. В 1804 году завод передали в собственность города, что фактически означало его закрытие, ведь его содержание ложилось бессмысленным бременем на местный бюджет, а городские источники медной руды к этому времени уже истощились. Кстати, традиция считать годом основания Перми появление Егошихинского медеплавильного завода возникла в советское время. До этого годом основания считался 1780 год, когда Екатерина II издала Указ о создании губернского города Пермь на месте Егошихинского поселка. Пермский историк Павел Корчагин в своей книге «Губернская столица Пермь» (2006) дал убедительную аргументацию, почему отсчёт городской истории стоит вести от строительства Егошихинского завода. Во-первых, завод и город не были разнесены отдельно, даже на плане Перми 1784 года Егошихинский посёлок включён в состав города. Первые административные здания губернской Перми располагались на территории посёлка. Во-вторых, на Урале существует традиция вести летосчисление городов от строительства первого завода. Точку зрения Корчагина подтверждает письмо, полученное администрацией Перми из РАН в 2014 году. Российские академики не сомневаются, что 300-летний юбилей Перми стоит праздновать в 2023 году.

Теперь от памятника пройдём до пересечения улиц Советской (бывшая Торговая) и Николая Островского (бывшая Верхотурская). Практически одновременно со строительством завода на берегу Егошихи возводится деревянная церковь Петра и Павла. Каменное здание храма было построено уже во второй половине XVIII века, что было обусловлено приростом населения. Собор сохранился до наших дней, правда, в советское время лишился колокольни.

В центре храма Петра и Павла, сохранившийся и сегодня

В центре храма Петра и Павла, сохранившийся и сегодня

Недалеко от храма Петра и Павла, на берегу Камы, ещё в конце XVIII века был построен деревянный гостиный двор. Егошихинский посёлок был местом бойкой торговли и транзита товаров. Во-первых, продукция медеплавильного завода грузилась на корабли и отправлялась по Каме и далее по Волге. Во-вторых, сюда же свозилась продукция других местных металлургических заводов (Мотовилихинского, Висимского, Кунгурского и др.). Кроме того, из Кунгура сюда поставлялось зерно и ряд других продуктов из близлежащих территорий. Вероятнее всего, именно удобное местоположение рядом с берегом Камы и определило судьбу Перми как столицы новой губернии, ведь сам медеплавильный завод был небольшим и не гарантировал успешного развития в отличие от медеплавильного завода в Екатеринбурге, который был в разы больше. Помимо этого, в 1763 году построен Великий Сибирский тракт, пересекающий Россию с запада на восток и проходивший через Пермь. Сегодня мы бы назвали его дорогой федерального значения. К тому же в 1878 году в Перми открылась первая железнодорожная линия, она связала наш город с Екатеринбургом. Вскоре в устье реки Егошихи был построен вагоноремонтный завод и железнодорожный вокзал поблизости. Оба строения сохранились до наших дней. С этого момента можно сказать, что вблизи Егошихи начинает материализоваться идея Перми, как места пересечения путей континентального значения. Сразу несколько важнейших транспортных артерий, расположенных вблизи устья Егошихи: река Кама, Сибирский тракт, а в конце XIX века ещё и Транссибирская железная дорога, образовали перекрёсток гигантских дорог и удобный транзитный центр. К этому времени Егошихинский завод уже прекратил своё существование, а Пермь начинает разрастаться и переходит к самостоятельному существованию в виде административного, культурного, промышленного и торгового центра огромной губернии. Именно поэтому в начале XX века пермские земли называли «воротами в Сибирь».

Бывший трамвайный мост

Бывший трамвайный мост

Следующая веха развития Егошихинского лога связана со строительством трамвайного моста, который также сохранился и по сей день. Можно заметить, что сам мост напоминает перевёрнутую радугу. С него открывается прекрасный вид на долину Егошихи с одной стороны, с другой видна Кама и купола первого каменного здания города — собора Петра и Павла. Обратите внимание, мост проходит там же, где раньше была дамба Егошихинского завода, отделявшая его от искусственного пруда.

Строительство трамвайного моста через Егошиху

Строительство трамвайного моста через Егошиху

Впервые об электрическом трамвае в Перми заговорили в 1908 году. А в июне 1911 года городская Дума единогласно постановила: принять проект строительства трамвая и осуществить его за счёт городского займа. Стоимость проекта составляла 1 100 000 рублей, окупиться проект должен был за 49 лет. Трамвай планировалось пустить уже в 1915 году. К этому времени появились огромные каменные столбы-основания, одновременно по соседству строилось трамвайное депо, которое существует и сейчас. На фронтоне здания депо — дата окончания строительства, выглядящая символически, — 1917. Но планам городской управы помешали Первая мировая война, революция и Гражданская война. Строительство моста возобновилось при советской власти в 1920 году, а завершить его удалось только к ноябрю 1925 года. В 1929 году по этому мосту был пущен первый трамвай. Линия первого маршрута — от улицы Осинской до Мотовилихи, её протяжённость 13,2 км. По ней ходило 11 электрических моторных трамваев. Трамвай ходил по этому мосту до конца 1950-х. Горожане вспоминают, что по мосту мог проехать только один трамвай, поэтому вагоновожатым приходилось останавливаться перед мостом, чтобы пропустить встречный трамвай, из-за чего порой образовывались пробки.

Фото из фондов Пермского краеведческого музея и личных архивов Андрея Маткина

Заглавное фото: С. М. Прокудин-Горский. Пермь. Общий вид. 1909 год