Алина

Алина Стабровская

Сентябрь в Перми – время неигрового кино. Причина тому – международный фестиваль «Флаэртиана», который в течение недели будет знакомить пермского зрителя с лучшими документальными лентами года. Программа киносмотра настолько насыщенна и уникальна, что на время отказаться от любимых игровых картин согласен и рядовой зритель. Главный координатор фестиваля «Флаэртиана» Алина Стабровская выбрала яркие и интригующие фильмы конкурсной программы, которые придутся по вкусу любому.

 

На подмостках документалистики

«Флаэртиана-2015» запомнилась зрителям и организаторам фестиваля громкой премьерой фильма «Балетные мальчики». Тогда чтобы увидеть историю трёх норвежских болеро, пермяки раскупили билеты задолго до показа, и даже специально организованный дополнительный сеанс не спас ситуацию – картину удалось увидеть не всем. Игнорировать тягу аудитории к театру и балету дирекция «Флаэртианы» не стала и в этом году включила целых три «театральных» ленты в международный конкурс.

Конкурсные показы фестиваля «Флаэртиана-2016» откроет норвежская лента «Майко: танцующее дитя» (12+). В центре истории — прима Норвежского национального балета Майко, всю жизнь посвятившая единственной цели – стать балериной. На алтарь мечты было положено много жертв: жизнь вдали от родительского дома и подростковое одиночество, продажа дома и машины родителями, чтобы отплатить дорогостоящее обучение, и это не говоря о боли и изнуряющих репетициях начинающей танцовщицы. На пике своей карьеры Майко отказывается от очередной жертвы и решается на рождение ребёнка. Сразу после родов героиня приступает к работе над главной партией в постановке «Лебединого озера» и готовится к триумфальному возвращению на сцену. Работа режиссёра Осе Свенхайм Дривенес – изумительно красивая и убедительная ода стойкости и силе человеческого тела и духа.

da8c73ac65d7b2f8ba1d7f95f0fd61ae19aa03c2

Норвежская лента «Майко: танцующее дитя» откроет конкурсные показы «Флаэртианы»

Другой взгляд на жизнь тонких и гибких танцовщиц представил Виктор Косаковский – легенда российской документалистики. Его «Ветрянка» (6+) — это лёгкая и трогательная картина о двух сёстрах, которые только поступили в престижную академию русского балета. Главные героини — тринадцатилетняя Настя и семилетняя Полина – ежедневно посвящают репетициям по 6 часов и ещё не смеют мечтать о рукоплесканиях восторженных поклонников. В их жизни пока нет места театральным интригам или жесткой конкуренции. Напротив, Косаковский показывает, что мир балета (пусть это пока уменьшенная его копия) допускает нежные и доверительные отношения, а с напарницей всегда можно разделить и успех, и поражение, и даже подхваченную где-то «ветрянку».

Кадр из фильма Ветрянка

Кадр из фильма «Ветрянка»

Место действия третьей картины – французский Театр дю Солей. Оливия – успешная актриса, которая готовится к премьере чеховской «Чайки» вместе с партнером и мужем Сержем. В разгар подготовки героиня узнаёт, что беременна. Если завязка истории немного напоминает сюжет «Майко: танцующего дитя», то дальнейшее действие фильма удивит самого искушённого зрителя. «Ольмо и «Чайка» (18+) — это не просто история о материнстве и познании своей женской природы, это искусный эксперимент над реальностью, подсмотренный бразильским режиссёром Петрой Кострой.

Кадр из фильма «Ольмо и «Чайка»

Кадр из фильма «Ольмо и «Чайка»

Оливия не спешит менять богемный стиль жизни на «мамские» развлечения. Серж готов поддержать в этом свою музу. Театр перемещается в повседневную жизнь героев. Теперь зрителям нужно отгадать, что из сказанного – правда, а что хорошо разыгранная пьеса, где границы между домашней ссорой и перфомансом двух талантливых актёров.

Невероятное рядом

Ещё один фильм с непредсказуемым сюжетом – «Семейное дело» (12+). В день своего тридцатилетия Том Фассарт внезапно получает приглашение от своей 95-летней бабушки Марианны, которая просит, чтобы он приехал навестить её в Южную Африку. Всё, что он знает о ней, – истории, рассказанные отцом. Роковая женщина, известная в 50-х модель, отдавшая своих сыновей в детский дом. Том принимает приглашение. Но когда бабушка делает неожиданное признание, его авантюра становится куда запутаннее, чем он мог себе представить.

Кадр из фильма «Семейное дело»

Кадр из фильма «Семейное дело»

Семейная сага, в которой режиссёр (и по совместительству внук главной героини) раскрывает образ сбежавшей бабушки Марианны, параллельно рисуя портреты своих ближайших родственников: отца и дяди. Личная, интимная история одного дома мало похожа на просмотр семейного альбома со счастливыми выцветшими фотографиями. Напротив, каждая страница, которую открывает документалист, полна загадок и тайн. К слову, на оставшиеся у зрителя вопросы режиссёр сможет ответить лично – Фассарт специально прилетит в Пермь, чтобы представить свой фильм на фестивале.

Фильмом-удивлением, фильмом-открытием по праву может считаться картина «Встречайте, Принцесса Шоу» (16+). Израильский режиссёр Идо Хаар показывает жизнь Саманты – невезучей певицы из Нового Орлеана. Неторопливо и подробно мы изучаем жизнь девушки, которая складывается из случайных знакомств на улице, домашних вечеров со своими шумными подругами, женских переживаний и вспышек безудержного оптимизма. Весь калейдоскоп эмоций находит отражение в текстах песен. Ночами Саманта записывает свои песни на мобильный и публикует на YouTube клипы, которые, чего уж таить, смотрят только знакомые.

Кадр из фильма израильского режиссёра «Встречайте, Принцесса Шоу»

Кадр из фильма израильского режиссёра «Встречайте, Принцесса Шоу»

Сам формат ленты, сделанной наполовину из интернетовских роликов, может удивить неискушенного зрителя. Но главная интрига заложена все-таки в сюжете. Пока Саманта проживает свою обыкновенную жизнь на одном конце света, на другом континенте трудится её талантливый тайный поклонник, который очень скоро представит творчество американки миллиону слушателей.