Ольга Стенно разрушает все стереотипы о мастерах кузнечного дела. Сила, с которой она подчиняет себе металл, в сочетании с живыми, игривыми глазами и лёгкостью духа — действительно огненная смесь. Спустя девять лет работы, она по-прежнему радуется своему делу и удивляется возможностям металла.

Кузница всегда ассоциировалась у меня со стариной, магией, я не думала, что она выглядит, как обычный цех. Были стереотипы и о самих кузнецах, что это такие большие бородатые мужчины в фартуках, с кувалдами. А на самом деле это простые люди среднего телосложения. Женщины, вопреки стереотипам, тоже могут заниматься кузнечным делом. Их, конечно, мало. Но и мужчин в этой профессии осталось не так много. Я знаю нескольких девушек-кузнецов из разных городов, но чаще они всё же работают как ассистенты. Я не могу сказать, что для такой работы нужно обладать серьёзной физической подготовкой. Бывает, конечно, тяжело, бывает, что болят руки. Но мне в этом плане проще — я девять лет занималась бодибилдингом. Умирала после каждой тренировки, но на следующий день снова вставала и шла, и сейчас точно так же — бывает, что просто падаешь без сил. Но есть такие моменты в кузнице, когда с тебя не бежит пот градом, а ты спокойно работаешь в своё удовольствие.

IMG_1215

Мне всегда нравилось рисовать. Получив первое образование, я пошла вольным слушателем в академию зодчества. Там я получила базовые знания, но поняла, что, занимаясь кузнечным делом, важно сразу погрузиться в технический процесс. Когда ко мне приходят студенты, я им говорю, что бесполезно учить теорию, надо заниматься практикой. Надо не говорить, а ковать.

IMG_1287

В мастерской мы работаем вдвоём. Нас нельзя назвать среднестатистическими кузнецами, мы — художники по металлу. К нам приходят заказчики, которые ценят непосредственно наш талант, наш взгляд на металл, и они с ним либо соглашаются, либо уходят в другую кузницу. Ни за какие деньги я не смогу сделать заказ, который идёт вразрез с моим видением. На самом деле то, чем мы занимаемся, — это ведь не только работа в кузнице, у нас очень много общения — общение с заказчиками, общение с коллегами, фестивали. Мы не только куём и пилим в кузнице.

IMG_1329

Наша задача — оживить металл. Я делаю крыло птицы, и необходимо создать фактуру оперения.

Я всё ещё удивляюсь тому, как греется металл, как он поддаётся физическому воздействию, как он живёт. Я люблю давать волю металлу — он сам зачастую диктует, как он хочет жить. Часто кузнецы — это люди с эго, которые хотят повелевать стихиями. В нашей работе совмещены все стихии: металл — это земля, горн, поддув — это воздух, есть огонь, вода. И в определённом смысле ты владеешь этими стихиями. Но полностью их подчинить невозможно, можно только их направлять.

IMG_1345

Этим молотком я работаю с первого дня в кузнице. Когда-то он был больше, но в процессе работы он уменьшается, стачивается.

Всё начинается с поиска идеи. Бывает, что идея существует много лет и потом вдруг находится заказчик, которому она идеально подходит. А технический процесс всегда индивидуален. Бывает, что даже молоток и горн не нужны. Можно зафактурить и руками. Мы работаем с нержавеющей сталью, с чёрным и цветным металлами. Я очень люблю работать с медью, латунью. При этом у меня аллергия на цветной металл, и каждый раз для меня — это жертва.

Фото: Алексей Суханов