img_1551Эксперт по музыкальным носителям Михаил Ходырев рассказал «Пермской трибуне» о причинах того, почему прослушивание музыки на пластинках так приятно для уха, виниловой жизни в Перми и немного о звукозаписи.

Виниловый ренессанс

Спрос на пластинки сегодня, безусловно, растёт. Хотя после наступления кризиса в декабре 2014 года произошёл его существенный спад, но примерно к весне этого года ситуация выровнялась. В целом общемировой провал рынка винила произошёл в 1992 году, когда на смену ему пришли более дешёвые и удобные аудиокассеты, компакт-диски, а затем и MP3 вместе с музыкальными интернет-ресурсами. Где-то до 2007 года рынок винила так и оставался в упадке, но после началось оживление, продажи винила стали расти. Видимо, людям захотелось некой альтернативы. Однако если сравнивать нынешний период с 60–70-ми годами, то говорить о том, что эпоха винила возвращается, не приходится. Это всё равно, что утверждать, будто ребёнок нокаутирует Майка Тайсона.

При этом в Перми спросом пользуются записи различных жанров, стран и эпох, а предложение винила на фоне других провинциальных городов у нас гораздо богаче. Тогда как в других местах существуют особые региональные предпочтения. Например, в Ростове любят рэп, в Петрозаводске «металл», в Сибири рок различных поджанров и т.д.

Покупателями пластинок у нас также являются люди различных возрастов и статусов. Есть среди них и восьмидесяти- и пятнадцатилетние меломаны. Я даже затрудняюсь сказать, кого среди них сейчас больше. Но если судить по количеству закупаемого винила, то лидируют здесь всё же мужчины-интроверты от 32 до 45 лет.

Примечательно, что суперзвёзды вроде Елены Ваенги или Стаса Михайлова также издаются на виниле, но их записи раскупаются значительно хуже не известных широкой аудитории коллективов. То есть среди покупателей винила очень мало любителей попсы. Грубо говоря, если выпускается 1000 экземпляров нового альбома того же Стаса Михайлова и столько же пластинок, казалось бы, никому не знакомого джаз-бенда, то последние раскупят с большей вероятностью.

Кстати, в этом году самыми популярными на виниле являются записи Adele, у нас же это Leonard Cohen. Кроме того, в этом году хорошо продавались пластинки Земфиры, также на виниле потрясающе расходится группа «Ленинград». В целом для провинциального города виниловая жизнь в Перми поражает своей интенсивностью. Впрочем, как и в России в целом. Представители Universal (одной из крупнейших звукозаписывающих компаний в мире. — ПТ) уже заявили о том, что российский рынок пластинок превысил аналогичный сегмент, например, в Германии. И вообще мир винила сегодня жутко разнообразен.

img_1419

Другой звук

Нельзя сказать, что виниловый звук является более качественным относительно цифровых носителей. Он просто другой. Главное отличие здесь заключается в мастеринге (обработка итогового звукового материала. — ПТ). Те треки, которые попадают, например, на iTunes, специально обрабатываются таким образом, чтобы их можно было слушать на мобильных устройствах, а не на качественной аппаратуре. Для этого утрируются все частоты, чтобы «низы» и «верхи» было лучше слышно, скажем, при движении в транспорте. Естественно, при этом теряется детальность звучания. Стоит послушать эти файлы на аппаратуре, которая воспроизводит звук правильно и красиво, как все недостатки этого мастеринга становятся слышны, всё начинает гудеть и пищать. То есть то, что хорошо играет на вашем телефоне, обязательно покажет все свои недостатки на качественной аппаратуре.

Почему звук на виниле другой? Дело в том, что все записи стоит различать по динамическому диапазону. При этом компакт-диск позволяет сделать их в более широком диапазоне в отличие от винила (до 96 дБ), тогда как пластинки имеют меньший частотный диапазон (до 80–85 дБ), но оказываются ближе и приятнее для восприятия человеческим ухом. Более того, широкий диапазон записи на компакт-диске перегружает наш слух, поэтому слушать музыку на цифровых носителях можно в лучшем случае несколько часов, а на виниле — хоть целый день.

Не стоит списывать со счетов и магию, которая исходит от аналогового источника, когда игла считывает звук с дорожек на пластинке. Кого-то завораживает сам процесс вращения чёрного диска, а кто-то жить не может без характерного для прослушивания некоторых пластинок потрескивания.

img_1387

Роман диджеев с винилом

Безусловно, определённую роль в популяризации винила сыграли диджеи. И это отдельная история, суть которой я коротко попытаюсь раскрыть. Когда диджей играет музыку, то звучание следующих друг за другом или звучащих параллельно треков, должно быть предсказуемо. Для этого они должны быть записаны примерно в одном диапазоне и с одинаковой громкостью. А кроме винила, другие носители подобного не гарантируют.

Дело мастера

Ещё одним очень важным аргументом в пользу винила является то, что выполнить запись на него может не каждый, это не работа для дилетанта. Если такую запись сделает плохой звукорежиссёр, то она в любом случае окажется браком, тогда как записать что-то на CD может любой школьник, сидя у себя дома за компьютером. Поэтому на виниле почти не бывает халтуры, а если она всё же случается, то её сразу слышно. Например, если на пластинку записать слишком низкие частоты, то при её воспроизведении высока вероятность того, что игла просто соскочит с дорожки. Однако даже провальные записи на виниле порой доходят до покупателей. Самый яркий пример последнего — альбом группы DDT «Мир номер ноль». При этом стоимость такой пластинки составляет порядка 2,5 тыс. руб. Поэтому при выборе винила не стоит особо ориентироваться на цену, лучше смотреть, где и кем осуществлялась запись.

К тому же глобальные звукозаписывающие компании (Sony, Universal, Warner Bros. и др.) стали всё больше обращаться к винилу. И зачастую эти записи они стараются сделать лучше, нежели для других форматов. Условно говоря, звукозаписывающая компания при мастеринге делает сразу несколько вариантов одной и той же записи: для распространения через iTunes она совсем плохая, для компакт-дисков — ни то ни сё, а для винила её стараются сделать боле-менее качественно. При этом есть небольшие звукозаписывающие компании, которые не настолько ориентированы на прибыль и делают свою работу с душой. Кстати, в России появился завод по производству пластинок — «Ультра», здесь же оказываются услуги и звукозаписи. У нас же существует хороший джазовый лейбл — «ArtBeat».